Издревле на Руси двенадцать дней после празднования Рождества вплоть до начала Крещения называются святыми днями или Святками.

Известно, что уже в IV веке в Греции христиане отдыхали и веселились две недели после Рождества. Возможно, отсюда и пошло название Святок – все эти дни христиане «святят», то есть прославляют Христа и его Рождество. А с 567 года дни от Рождества Христова до Богоявления (Крещения) официально причислены к праздничным.

На Руси Святки всегда были общенародным праздником, объединяющим и знать, и простой народ. Чтобы праздник был у всех, в дни Святок издавна принято посещать тех, кому особенно трудно. Еще в Византии сложился обычай в эти дни посещать больных, узников, нищих, дарить им подарки, поздравлять с Рождеством и помогать, чем можно. Этот обычай сохранился и в наши дни: многие поздравляют с Рождеством тех, кто оказался в эти дни в больнице, в детских домах и тюрьмах.

В небольших городах и особенно в селах осталась традиция наряжаться, а затем ходить из дома в дом «колядовать». Ряженые (дети и молодежь) заходили поочередно в каждую избу с пением колядок – песен, славящих Рождество Христово. За песни было принято одаривать колядующих сладостями. Известно, что колядовать любил Петр I.

Популярны были и кукольные представления – «вертепы». Это спектакль о Рождестве, в котором участвовали картонные, глиняные или деревянные куклы волхвов, пастухов, ангелов, царя Ирода. Одним из ярких событий празднования Рождества традиционно был Святочный бал. На этих балах часто впервые «выходили в свет» юные красавицы. Танцевали мазурку, вальс, польку, полонез; играли в настольные игры, шарады; смотрели представления кукольного театра. Если в период новогодних празднеств император находился в Москве, то главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце.

И среди знати, и среди простого народа, как в деревнях, так и в городах, было принято в период Святок собираться вечерами всей семьей, звать родных и друзей на так называемые «святые вечера». Император Александр III заложил традицию посещения рождественских «елок» для офицеров и солдат членами императорской семьи. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки.

Простые горожане тем временем катались с гор, в санях, посещали рождественские представления. В Москве на Соборной площади наряжали елку, в Манеже проходили самодеятельные концерты, а на Воробьевых горах с 1891 года один из московских рестораторов организовывал фейерверк. В наши дни многие из этих традиций возрождаются.

К середине XIX века в литературе, сначала зарубежной, а потом и русской, возник особый жанр – святочный, или рождественский, рассказ. В нем непременно есть место чуду – сказочному либо просто «случайному» стечению обстоятельств. Основателем жанра святочного рассказа считается Ч. Диккенс с его знаменитой «Рождественской песней в прозе». В русской традиции святочных рассказов большое место занимает социальная тематика, например, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, святочные рассказы Лескова. Сейчас этот жанр не забыт – современные писатели не только пишут рождественские рассказы, но и проводят конкурсы на лучший из них.

Предлагаем вам посмотреть видео, подготовленное работниками Государственного Эрмитажа "Рождество и Новый год в Зимнем дворце в XIX веке" https://clck.ru/33Ejq8.

Предлагаем вам послушать аудиокнигу Чарльза Диккенса "Рождественская песнь" https://clck.ru/33Ejq9

В библиотеке учебного корпуса № 1 вы можете познакомиться со сборником "Большая книга Рождества", составленный Наталией Будур и Иваном Панкеевым, - это красивая и познавательная книга, которая содержит рождественские рассказы и легенды, стихи и песни; но эта книга ещё и "прикладная" - в ней много советов, как украсить рождественскую ёлку, как провести весёлый праздник, как своими руками сделать карнавальные костюмы, как накрыть рождественский стол. В книге вы найдёте произведения Ганса Христиана Андерсена, Александра Блока, Николая Лескова, Чарльза Диккенса, братьев Гримм и других известных авторов.