Международное сотрудничество является неотъемлемой частью жизни современного общества. В разные годы партнерские отношения учреждений СПО других стран с международными организациями то усиливались, то почти сходили на нет. На одних этапах истории эти изменения были связаны с политической конъюнктурой, на других — с нехваткой средств.

Содействовать доступу к имеющимся высококачественным учебным материалам и ресурсам на основе сотрудничества с учебными заведениями СПО ближнего и дальнего зарубежья – это стратегическая задача международного сотрудничества.

Для реализации данной задачи необходимо развивать следующие направления работы в колледже:

  • установление прямых контактов с колледжами дальнего и ближнего зарубежья;
  • налаживание и развитие сотрудничества международными организациями и фондами;
  • членство в международных организациях с целью интеграции в мировое образовательное пространство;
  • организация и проведение международных научно-практических конференций, в том числе студенческих;
  • развитие культурного международного сотрудничества;
  • совершенствование образовательного процесса и повышение качества подготовки специалистов на основе творческого использования международного опыта;
  • сравнительный анализ российской и зарубежной системы среднего профессионального образования.

История развития российско-германского проекта (2007-2017 г.г.)

С 2007 года Городецким педагогическим колледжем, затем и Городецким Губернским колледжем было организовано сотрудничество с профессиональным колледжем города Иббенбюрен (земля Северный Рейн- Вестфалия) Германия в рамках реализации проекта российско-германского молодежного обмена.

Российско-германский проект имел целью укрепление взаимопонимания между молодыми людьми двух стран на основе общности возрастных и профессиональных интересов. Ежегодно колледжи обменивались делегациями студентов, чередуя встречи в Германии и в России. Российская делегация формировалась, как правило, на конкурсной основе из студентов разных специальностей и включала от 10 до 15 человек. В качестве руководителей группы Германию посетили педагоги Тальникова Г.Н., Краева Е.В., Петрова Т.А., Монцева Л.А., Голычева Л.С., Горшенина Е.А. Руководителями проекта с германской стороны были фрау Брёкер (Сильвия) и фрау Брамше (Марлиз) при поддержке директора колледжа господина Л.Корнау.

Программа работы представителей двух учебных заведений включала три основных блока: коммуникативный, культурно-просветительский и профессиональный.

Таблица 1. Темы совместной работы

№ п/п

Тема

Принимающая страна

Год проведения

1.

Подготовка специалистов дошкольного образования

Россия

2007

2.

Особенности системы образования

Германия

2008

3.

Молодежь и проблема здорового

образа жизни

Россия

2009

4.

Молодежные движения в Германии

и в России

Германия

2010

5.

Наш общий дом-Земля

Россия

2011

6.

Природа как фактор воспитания

Германия

2012

7.

Роль социума в воспитании молодежи

Россия

2013

8.

Волонтерское движение в Германии и в России

Германия

2014

9.

Традиции народной культуры

Россия

2015

10.

Дуальное образование

Германия

2016

11.

Толерантность и ее значение в современном мире

Россия

октябрь 2017

В профессиональном колледже г. Иббенбюрен российская делегация познакомилась с организацией образовательного процесса, с условиями практико - ориентированной подготовки в мастерских и лабораториях, с многонациональным составом обучающихся. Во время поездок ребята побывали на учебных занятиях и приняли участие в традиционной встрече педагогов-ветеранов, проводимой в немецком колледже. В программе работы было и знакомство с достопримечательностями региона - экскурсии по Берлину, поездки в г. Бремен, г. Оснабрюк; посещение различных образовательных учреждений - начальной школы, детского сада. В молодежном центре г. Иббенбюрен студенты обсуждали темы проектов и знакомились с организацией деятельности волонтеров в Германии. Ценный опыт приобрели студенты в процессе общения: «Трудно только в первый день. А потом преодолевается языковой барьер: перемешиваются в речи слова русские, немецкие, английские, добавляются жесты и взгляды, и мы чудесно друг друга понимаем».

Сотрудничество с дружественным немецким колледжем было нацелено на решение многих актуальных задач:

  • расширение знаний молодежи о национальных особенностях страны,

 

  • знакомство с системой образования и профессиональной подготовки,
  • развитие коммуникативных умений, усиление мотивации к изучению иностранного языка,
  • укрепление взаимопонимания молодежи в сложных условиях современного мира.

К сожалению, с 2015 года в Германии появилась проблема мигрантов, которая раскалывала всю Европу. Несмотря на то, что поток беженцев в страны ЕС ослаб к 2018 году, градус напряженности не снижался. Особенно остро этот вопрос стоял в Германии, которая с 2015 года успела принять около 1 млн. беженцев. Здесь миграционный вопрос едва не привел к правительственному кризису. Жители Германии, считали, что массовая миграция ведет к насилию, терроризму и исламизации. При этом, по их мнению, страна должна быть открыта — но для образованных людей, которые хотят работать. Одновременно наступил внутриполитический кризис в Германии — и тоже из- за миграционной политики. Это сказалось на развитии российско-германского проекта.

Развитие российско-беларусского проекта

В феврале 2020 года делегация колледжа под руководством В.И. Ерикова посетила Белорусскую Республику письмом министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 11.11.2019г. № Сл-316-346865/19 «О проведении 17 заседания Совета делового сотрудничества» в рамках визита Правительства Нижегородской области.

В ходе поездки делегация посетила в г. Минске ГУ «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе» филиал КСТМиА УОРИПО, Республиканский институт профессионального образования и в г. Борисов Минской области ГУ «Борисовский государственный колледж».

Национальный эксперт по токарной компетенции чемпионата WorldSkills Белоруссия, директор колледжа современных технологий в машиностроении и автосервисе - Рыбак А.Е познакомил с материально-технической базой колледжа, основными направлениями подготовки специалистов, особенностями СПО в республике. Колледж является одним из 46 республиканских ресурсных центров с современным оборудованием по мехатронике, токарному делу. Интересен опыт подготовки национальной сборной Беларуссии на базе колледжа по компетенциям WorldSkills Беларуссия. Большое внимание уделяется профориентационной работе. Каждый вторник в колледже проходят экскурсии, профессиональные пробы для школьников г. Минск.

Круглый стол по проблемам СПО состоялся у участников делегации с сотрудниками Республиканского института профессионального образования, в числе которых были: проректор по науке Сычева Ю.С., проректор по учебной работе Косяник Е.Л., начальник центра методического сопровождения Петрова А.Н., начальник международного отдела Смолякова В.Я., начальник научно-методического воспитательного центра Емельяненко Ю.В. Живую дискуссию вызвали вопросы проведения демонстрационного (квалификационного) экзамена, гражданско- патриотическое воспитание молодежи, критерии оценки гражданской зрелости личности выпускника, волонтерское движение студентов, допрофессиональная подготовка школьников на базе учреждений среднего профессионального образования.

Концепция непрерывного воспитания в Беларуссии опирается на деятельность не только учреждений СПО, но и национального центра творческой молодежи, электронного банка данных музеев республики, молодежных объединений (скауты, юные журналисты и др.), молодежного парламента, банка одаренных детей, спортивных школ. Профессиональные образовательные учреждения на основе сертификата личностных достижений выпускников представляют отчет о реализации идеологического воспитания. Важное направление в воспитательной деятельности – экспорт образовательных услуг и молодежный международный обмен.

Результатом круглого стола стал совместный проект Международная научно-практическая конференция по актуальным проблемам воспитания на базе Городецкого Губернского колледжа в апреле 2020г., публикации об опыте работы педагогического коллектива ГАПОУ ГГК в журнале РИПО, совместные семинары и вебинары. Начальник центра методического сопровождения Петрова А.Н. уже принимала участие в совместной международной научно- практической конференции по многоуровневому профориентационному образованию на базе ГАПОУ ГГК в декабре 2018 года.

Гостеприимно встретил российскую делегацию ГУ «Борисовский государственный колледж» под руководством директора колледжа Чеча Л.Э. Подробная экскурсия по колледжу, мастер-классы по специальностям колледжа, круглый стол по обмену опытом по вопросам ранней профориентации,    концертная    программа с национальным колоритом – все это вызывало живой интерес, профессиональную дискуссию, содержательное дружеское общение.

Итогом стало подписание Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии ГАПОУ ГГК и ГУ «Борисовский государственный колледж» Республики Беларусь.