Повышение качества профориентационной работы является сегодня актуальной задачей для всех образовательных организаций, в том числе профессиональных. Традиционно профориентационная работа в данных учреждениях сводилась к участию в Ярмарках учебных мест, проведению Дней открытых дверей, работе с учителями-предметниками, классными руководителями и родителями абитуриентов, участию в проведении родительских собраний в школах, выпуску «рекламной» продукции (буклеты, информационные листы и др.) и т.д.
Однако такая практика не способна преодолеть существующие проблемы в системе профориентации среднего профессионального образования, связанные с недостаточной привлекательностью профессий рабочих и специалистов среднего звена для населения, а также низким имиджем организаций СПО в обществе. Среди обучающихся и молодежи на сегодняшний день преобладают идеалистические представления о будущей профессии. Во многих регионах Российской Федерации сохраняется тенденция выбора выпускниками общеобразовательных организаций гуманитарных направлений, подготовка по которым осуществляется в образовательных организациях высшего образования. Эта ситуация становится крайне неприемлемой на фоне дефицита высококвалифицированных рабочих и специалистов во многих отраслях экономики.
Президент РФ В.В. Путин по итогам заседания Президиума Государственного Совета в перечне поручений Правительству РФ от 25 августа 2021 года поставил задачу: «…организовать систему раннего и осознанного выбора обучающимися будущей образовательной и профессиональной траектории в регионах…».
В настоящее время назрела необходимость в выработке инновационных подходов к профориентационной работе, в том числе в условиях профессиональной образовательной организации, которая является основой осознанного самоопределения и мотивированного профессионального образования.
Городецкий Губернский колледж предлагает новую модель построения профориентационной работы на основе Концепции многоуровневой профессиональной ориентации, разработанной министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области. В основу новой системы профориентационной работы легла идея о том, что профессиональная ориентация – это длительный и сложный процесс, который осуществляется на всех этапах жизни человека. В результате прохождения многоступенчатого обучения дети приобретают начальные профессиональные навыки в разных сферах деятельности, опыт успешной социализации в продуктивной деятельности, имеют возможность проявить свои способности в разных профессиях.
Цель: формирование положительного отношения к профессиональному миру, формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду Технологии, методы, формы, средства: экскурсии; профориентационные занятия и внеурочные мероприятия, игры, ранние профессиональные пробы; SMART-технологии, стандарты WSR; проектные технологии Цель: формирование профессиональных предпочтений, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе Технологии, методы, формы, средства: экскурсии; профориентационные занятия и внеурочные мероприятия, проектные технологии, профессиональные пробы по стандартам WSR, обучение первой профессии школьников Цель: самоутверждение в правильности профессионального выбора Технологии, методы, формы, средства: экскурсии; профориентационные занятия и внеурочные мероприятия, классные часы, консультации, встречи с работодателями, анкетирование, чемпионаты, конкурсы; стандарты WSR Цель: повышение качества профессиональной культуры, формирование траектории — карьерного роста специалиста. Технологии, методы, формы, средства: конкурсы, семинары, круглые столы, стандарты WSR, курсы повышения квалификации, конкурсы проф. мастерстваЭтап 1
Ранняя профориентация (дошкольный, младший школьный возраст)
Этап 2
Профориентация обучающихся среднего школьного возраста
Этап 3
Профориентация обучающихся ПОО
Этап 4
Профориентация молодых специалистов